Советская эпоха и все, связанное с ней, надолго осталась темой для дискуссий, полных ностальгии и воспоминаний. Эта страна оставила неизгладимый след для каждого, кому выпало прожить какое-то время в том непростом, но славном государстве. Один взгляд на предметы того быта, которые теперь становятся экспонатами музеев, способен вызвать улыбку у каждого, кто когда-то с ними сталкивался.

Настольная лампа с зеленым абажуром

Такой предмет из недалекого советского прошлого был необычайно популярен в бывшей великой державе. Когда-то классическая настольная лампа с абажуром зеленого цвета стала подарком Н. Крупской своему мужу, В. Ленину. Она была керосиновой, но настолько понравилась Ленину, что была переделана в электрическую. По его распоряжению такими же светильниками была оборудована целая библиотека. Плафон для настольной лампы всегда был зеленым, и вскоре это новое веяние моды подхватили все.

Затем они перекочевали на столы членов руководящей элиты. Позднее такая настольная лампа в СССР стала считаться признаком достатка в доме ее владельца. Интеллигенция начала передаривать такие светильники друг другу. Они стали ассоциироваться с советской эпохой.

Светильники на струбцине

Популярностью пользовались и основательные приборы из металла. Так, у многих присутствовал дома металлический светильник на струбцине и пружинах. Покрытые эмалью, такие приборы выглядят, будто из фильмов про НКВД. И по сей день у каждого увидевшего такую классическую настольную лампу ушедшей эпохи просыпается чувство приятной ностальгии.

Лампа Наркома

Знаменита и настольная лампа СССР, выпускавшаяся ограниченной серией в период Сталина. Ее называли наркомовской, встретить ее можно на многих картинах, изображающих вождя народа. Наименование ее произошло от того факта, что использовалась она в кабинетах высшего руководства советского государства. В ней отражалась идеология Советов – каждая была помечена эмблемой серпа и молота. Обладать такой было очень престижным. Весь силуэт изделия был тщательно продуман, изящен, оно отличалось удобством в использовании.

Проект для этого осветительного прибора создавался еще до войны выдающимися, уже зрелыми художниками. Они получили образование еще в царскую эпоху, и в работе видны признаки исключительного художественного вкуса. Один из примеров их работы – осветительные приборы метрополитена Москвы.

Внешний вид

Внешне эта настольная лампа из СССР представляет собой изделие с характерными чертами славянской русской культуры. Абажур из металла напоминает русские национальные головные уборы из далеких веков. Более поздние образцы отличаются сглаженностью верхней части изделия. Знак серпа и молота на этой классической настольной лампе обрамляется оливковыми ветвями, их может быть и три, и более – это зависит от точного времени выпуска и места производства. Скрепляют композицию воедино шесть полукруглых винтов на прямых шпилях, что соответствует духу времени.

Конструкция

Благодаря помещению внутрь двух патронов из карболита, которые запрятаны глубоко в недрах светильника, прибор способен обеспечить оптимальную яркость освещения. Это как нельзя кстати для осуществления любого вида работ на письменных столах. Даже при реставрации этой настольной лампы из СССР в наши дни в ней сохраняют эти 2 патрона.

Хлопчатобумажной была проводка внутри и снаружи этого светильника, сборка осуществлялась посредством поклейки изоленты из того же материала.

Опасность

Чаще всего в наши дни проводка той эпохи теряет все свои качества и фактически оказывается разрушенной. Резина высыхает, затем осыпается вместе с изоляцией. Нередко оголенными оказываются провода, что создает множество опасностей для владельца. Поэтому за состоянием таких светильников тщательно следят, заменяя, что необходимо. Покупаемые в антикварных лавках изделия обычно тщательно реставрируют, заменяя всю проводку на современную.

Тем не менее, восхищения заслуживают методы работы создателей изделия, которые позволили удешевить технологии для массового производства, при этом не испортив художественной ценности светильника. Это повышает ценность этого антиквариата для каждого коллекционера, который понимает и берет во внимание трудность сложной послереволюционной и послевоенной эпохи в становлении производства. Во времена создания светильника промышленность страны оказалась фактически уничтоженной. И все технологии, использованные при создании лампы Наркома, отражают дух той эпохи.

Читайте также:  Выкатной механизм для ящиков кухни

Как использовались чаще всего

Эти настольные лампы становились свидетелями напряженного труда руководящего звена государства Советов. Они зачастую были вынуждены трудиться в ночном режиме вместе со Сталиным. Экономя электрическую энергию по сравнению с мощным люстрами, настольные лампы были способны обеспечивать достаточный уровень освещенности, позволявший руководству засыпать на стоящих в кабинетах диванах.

Многие приобретающие такие светильники отмечают, что они являются символом романтизма той эпохи, когда царил духовный подъем, и всюду проводилась активная работа граждан над восстановлением страны. Строилось новое социалистическое общество, которое твердо верило в собственное прекрасное будущее.

След в истории

Такие светильники остались на множестве фото, запечатлевающих Сталина и его окружение. Прорисовка этих предметов повсеместна на портретах правящей верхушки Советского Союза. Именно под светом такого светильника диктором Левитаном на всю страну объявлялись сводки в Великую Отечественную войну. Этот момент стал частым сюжетом исторических фотокарточек.

Сейчас многие из этих светильников подверглись реставрациям, в ходе которых старые патроны менялись на новые. Все из-за того, что, попадая на склады после сталинской эпохи, они часто приходили в негодность. Это было связано с постоянными изменениями в правящем аппарате, переездом руководства, сменами кабинетов. Светильники такого типа становились менее престижными. Часть из них уничтожали, а часть отдавали простым семьям. Они не были способны хорошо отремонтировать изделия, различить их истинную ценность. Они даже не подозревали о таком историческом значении этих ламп. По этой причине множество сохранившихся на данный момент изделий требует хорошей реставрации.

Часто попавшие в руки антикваров светильники обладают полностью модифицированным абажуром. У него искажен цвет, отсутствует плиссировка, шелк совсем истлел. Это в корне уничтожает изначальные художественные замыслы изделия, его исторические корни. В какой-то период времени такие светильники в их первоначальном виде преподносились в награду. Обладать таким означало обладать высоким статусом.

Существовали также советские настольные лампы на прищепке. Встречаются они гораздо чаще и также задевают глубокие струны души своими ностальгическими нотами. Настольные лампы на прищепке появились в советском обществе в 20-е годы XX века. Они также могли использоваться на некоторых заседаниях правящих верхушек.

Все эти предметы старины на данном этапе времени ценятся тем более, чем больше зажиточных людей проявляет к ним интерес. Предложение на них уменьшается неуклонно с каждым годом, что еще больше возносит спрос на них. Антикварами замечено, что такие изделия считаются престижными в кругах руководства России. Их с радостью передаривают друг другу члены современной правящей верхушки.

Настольная лампа "Наркомовская", СССР (1939-1950 гг.)

Первая кабинетная настольная лампа СССР, получившая народное название «Наркомовская» – выпускалась ограниченным количеством в советский «сталинский» период СССР 1930-1950 годов прошлого ХХ века.

«Наркомовская» настольная лампа быстро получила всеобщее признание и авторитет в СССР, а своё название получила в связи с тем, что была предназначена только для кабинетов высших номенклатурных партийных, советских и хозяйственных руководителей СССР, в т.ч. первых народных комиссаров («наркомов») промышленности СССР, имела политическое и идеологическое значение благодаря советской эмблеме «Серп и молот», являлась символом патриотизма, престижа и верности владельца кабинета идеалам партии ВКП(б) и советской власти.

Художественный образ настольной лампы отличается продуманной пропорциональностью размеров, мягкостью линий, удобством пользования и домашней теплотой.

При этом следует учитывать, что проектированием осветительных приборов в довоенный советский период занимались выдающиеся зрелые художники и архитекторы, получившие отличное дореволюционное образование в Российской Империи и воспитанные под влиянием расцвета русского искусства начала ХХ века, обладавшие хорошим художественным вкусом. Примером может служить Московский метрополитен, станции и светильники которого проектировали выдающиеся академики архитектуры.

Художественный образ первых «наркомовских» ламп с литым гербом РСФСР своей мягкостью линий принадлежит славянской русской культуре. Металлический абажур своей высокой полукруглой шапкой стилизован под русский национальный головной убор ХУ1 века. Последующие модели лампы имеют более сглаженную верхнюю часть абажура.

  • Стойка – цилиндрическая, составная из лвух частей, изготовлена из ценных пород дерева.
  • Основание лампы – металлическое штампованное, округлое, украшено резными элементами растительного орнамента в русском стиле,
  • Абажур лампы – составной, диаметром ….. мм, состоит из четырёх металлических элементов.
  • Верхняя часть – состоит из выпуклого диска.
  • Средняя часть – проволочный круглый двойной каркас высотой 60 мм, на котором крепится цветная (бордовая, жёлтая, зелёная) плиссерованная шёлковая ткань, работающая на просвет и обеспечивающая декоративность элемента «Серп и молот».
  • Нижняя часть – круглый г-образный диск диаметром повторяющий верхнюю часть.
  • Четвёртыё элемент –декоративный элемент «Серп и молот» в обрамлении оливковых ветвей (в количестве 3-х штук, литые или штампованные – в зависимости от завода и года выпуска), с двумя отверстиями для винтов крепления.
Читайте также:  Размеры адаптера для мотоблока своими руками

Все части скрепляются в одну жесткую конструкцию абажура с помощью шести винтов с полукруглой головкой с прямым шлицем, соответствовавшими времени.

Два карболитовых электрических патрона с фарфоровыми вставками конструктивно змееобразно незаметно спрятаны внутри абажура и позволяют подключение двух электроламп мощностью до 100 ватт общей суммарной мощностью до 200 ватт, обеспечивая достаточную освещённость письменного стола для напряжённой работы. При современной реставрации часто оставляют старые электрические патроны. Электрическая внутренняя и внешняя проводка были изготовлены из хлопчатобумажного провода с внутренней резиновой изоляцией, монтаж осуществлялся с использованием клейкой хлопчатобумажной изоляционной ленты.

В настоящее время вся электропроводка того времени пришла в негодность – резина проводов высохла, потрескалась и сыпется, изоляция высохла и потрескалась, теплоотводящий провод оголился, что представляет собой электрическую и пожарную опасность.

Поэтому все антикварные «наркомовские» лампы подлежат серьёзной реставрации с полной заменой электропроводки на современные стилизованные провода.

Однако следует отметить упрощенный подход разработчиков к конструкции лампы, удешевляющий технологию и массовое производство, что нисколько не умаляет характерного художественного образа. Но это даже имеет особую «винтажную» значимость и стоимость для коллекционеров, понимающих и учитывающих трудности сложного послереволюционного и послевоенного периода становления разрушенной промышленности СССР, сохраняя дух времени.

Настольная лампа, в условиях напряжённой работы руководителей СССР, вынужденных повторять ночной режим работы руководителя СССР товарища И.В.Сталина, являлась необходимым атрибутом больших кабинетов, демонстрируя экономию электроэнергии верхнего света мощных люстр. Настольная лампа обеспечивала необходимую освещенность письменного стола для ночной работы, не мешая руководителям отдыхать и спать на диване.

Характерно, что для покупателей данная настольная лампа является символом романтического времени всеобщего духовного подъёма и активной деловой работы народа великой страны по построению промышленности и социалистического общества, уверенного в своём прекрасном будущем.

Такими лампами комплектовались кабинеты Кремля и советских наркомов, в том числе руководителя СССР И.В. Сталина, ставилась на стол президиумов различных съездов, была запечатлена на множестве исторических плакатов и фотографий.

Образ данной настольной лампы неизменно присутствует на исторических фотографиях, живописных картинах советского художника академика Налбандяна с изображением И.В. Сталина и руководителей СССР. Диктор советского радио И.О.Левитан в период Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов читал сводки Информбюро под этой лампой, что отображено на исторических фотографиях.

В настоящее время сохранилось весьма ограниченное количество таких настольных ламп, что при постоянном спросе обеспеченных людей и уменьшении предложения увеличивает их антикварную ценность. Антиквары отмечают, что эти настольные лампы продолжают пользоваться высоким престижем также среди современных российских чиновников, предпочитающих получать их в качестве подарка. Стоимость настольных ламп на антикварном рынке в 2014 году составляла эквивалентно более 1500 долларов США, но затем временно понизилась в связи с экономическим кризисом и последующей рублевой девальвацией.

В связи с интенсивной длительной эксплуатацией в сложный «сталинский» период советской власти, активной общественной и промышленной деятельности, войны 1941-1945 годов, послевоенного восстановления разрушенного народного хозяйства, а затем множеством последующих изменений в структуре партийно-хозяйственного управления СССР с постоянными переездами и сменой кабинетов. такие лампы в «послесталинский» период потеряли свой престиж, попадали на склад административно-хозяйственных отделов в сильно повреждённом виде (обычно с административными учётными бирками), списывались и уничтожались, а иногда переходили в собственность простых хозяйственников, семьи которых не могли качественно отремонтировать, достойно оценить и сохранить вид настольной лампы, даже не подозревая её художественного и исторического значения.

Существовала также наркомовская люстра, но встречается она крайне редко.

Поэтому сейчас такие лампы вообще редко попадают в руки коллекционеров и обычно в сильно повреждённом состоянии и требуют большой реставрационной работы.

Читайте также:  Керамическая плитка в прихожей на стене фото

Присутствующие на антикварном рынке эти настольные лампы обычно хранят следы больших реставрационных работ с полной заменой электропатронов, внутренней и внешней электропроводки, а особенно истлевшего абажурного шёлка с изменением цвета и отсутствием плиссировки, что искажает художественный замысел и исторический образ.

Кремлевские лампы прочно вошли в обиход советского общества с середины 20-х годов XX века и почти полвека украшали столы всех торжественных заседаний правительства. Ими награждали и премировали. Это был высокий знак статуса.

Официальное название – Гостиная настольная лампа из металла с декоративными вставками. СССР, 1934-1938 гг.
Выпускалась небольшими партиями с 30-х по 50-е годы и осталась
в истории как один из артефактов сталинской эпохи..

Любой товар, представленный на сайте, вы можете посмотреть по адресу: Москва, 3-й Донской проезд, д. 1

Оценка предметов антиквариата через WhatsApp и Viber по номеру телефона +7 (925) 505-49-69

Последние новости

Продана подростковая рукопись Ш.Бронте

Совсем недавно на торгах в Париже была продана подростковая рукопись Ш. Бронте, сделанная в виде.

Антикварный сундук использовали для хранения кукурузы

Нередко случается так, что, казалось бы, привычные вещи скрывают от нас свои тайны. Так.

Выставка «История кукол» в Москве

В текущем году с 13 по 15 декабря в Гостином Дворе Москвы пройдет уже десятая по счету выставка.

Наша рассылка

Антикварная зеленая настольная лампа

Настольная лампа с зеленым абажуром без сомнения является наиболее ярким символом советской эпохи. Осветительные приборы, которые так полюбились чиновникам, профессорам, коллекционерам и сотрудникам особых органов, выпускались как на территории СССР, так и в Европе. В отличие от современных светильников, старинная лампа с зеленым абажуром способна привнести в дом уют, особенно если его интерьер выполнен в винтажном стиле. Классического вида устройство может обладать декоративными элементами – как правило, они украшают его ножку и являются неотъемлемой частью композиции.

По некоторым данным, мода на светильники под зелеными абажурами появилась благодаря Владимиру Ильичу Ленину, ведь один из таких приборов стоял в рабочем кабинете вождя мирового пролетариата. Народу идея понравилась и вскоре, обладающая изумрудным плафоном настольная лампа СССР завоевала окончательно: подобные светильники можно было увидеть в рабочих кабинетах высоких начальников, в читальных залах публичных библиотек и в других местах. Сегодня осветительный прибор некогда популярного дизайна встретить сложно. Обилие в магазинах бытовой техники штампованной однотипной продукции, обладающей низкой стоимостью и таким же качеством, заставляет покупателей отказываться от истинных ценностей в пользу экономии. Вспомните, как раньше в кругу семьи шли споры о политике, оживленно обсуждались последние новости и оценивались новые литературные произведения – все беседы происходили при струящемся, мягком свете лампы с зеленым абажуром. Кажется, что одним своим присутствием прибор создавал особенный уют и вселял в людей уверенность в том, что все будет хорошо.

Вы спросите, актуальна ли антикварная зеленая настольная лампа в XXI веке, и мы уверенно ответим – да. Все потому, что она выполнена в классическом стиле, который по определению не может устареть. Можно без сомнения сказать, что прибор впишется в любой интерьер от хай-тека и эклектики до авангарда, не говоря уже о классицизме. И в каждую обстановку уникальный светильник привнесет особую атмосферу. Европейского или российского производства зеленая лампа, купить которую вы можете в магазине «Лавка старины», будет отличаться разумной стоимостью.

Не забывайте о том, что приобретая устройство, вы не просто совершаете покупку, а инвестируете деньги, ведь через несколько лет его стоимость вырастет в несколько раз. Кроме настольного светильника с зеленым абажуром, какая еще лампа СССР охарактеризует ярче и многообразней? Наверное, ни одна, за исключением, разве что, напольного торшера на высокой подставке. Но ведь он так и не удостоился чести находиться в рабочем кабинете высокопоставленного чиновника или средней руки начальника.

Похожие записи: